Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 села Журавского
Версия для слабовидящих

Положение о реализации ОРКС и ОДНКНР

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Директор МОУ СОШ № 5 совете школы В.В. Моисеев
Протокол №1 № _____от «___»_______2018 г. от «26» августа 2018 г.

Положение
о преподавании учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах и реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в МОУ СОШ № 5
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012, Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными 06.10.2009 приказ №373, 17.12.2010 приказ № 1897 и внесенными изменениями, утвержденными 22.09.2011 приказ №2357; на основании Инструктивно-нормативного письма Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 08-250 от 22.08.2012; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632); Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015, №08-461 «О направлении регламента выбора модуля UHKCJ»; Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
1.2. Настоящее Положение обсуждается на педагогическом совете, утверждается руководителем МОУ СОШ №25.
1.3. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
1.4. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

1.5. Выбор модуля осуществляется по желанию родителей с их письменного согласия.
1.6. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.
1.7. Результаты выбора оформляются протоколом классного родительского собрания о выборе определенного модуля.
1.8. Руководитель МОУ СОШ № 5 утверждает списки учащихся каждого модуля.
1.9. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения).
1.10. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в 4 классе и учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР).
2. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России».
2.1. Цель учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР предполагает формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
2.2.Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; (в соответствии с выбором)
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2.3. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
-знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации
свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно- нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции МОУ СОШ № 5.
3. Программно-методическое обеспечение учебного курса
3.1. Обучение курса ОРКСЭ, ОДНКНР ведется по учебникам и учебным пособиям, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.2. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
3.3. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все учебные пособия курса ОРКСЭ, ОДНКНР адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
4. Организация преподавания курса
4.1. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
4.2. Преподавать курс ОРКСЭ, ОДНКНР могут педагоги школы - учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
4.3. В процессе изучения курса ОРКСЭ, ОДНКНР не предусмотрено выставление отметок учащимся. Результативность учащихся по курсу определяется на основании выполнения творческих работ, проектов, самооценки деятельности учеником, своих достижений (портфолио).
4.4. По учебному курсу ОРКСЭ, ОДНКНР не предусмотрены домашние задания.
5. Организация работы с родителями
5.1. На общешкольном родительском собрании родители знакомятся с целями и задачами курса ОРКСЭ, ОДНКНР, его структурой, основным содержанием и организацией обучения.
5.2. Родители знакомятся с содержанием всех модулей курса и учебников в школьной библиотеке.
5.3. Классные руководители организуют консультации с учителями предметниками, ведущими курс ОРКСЭ, ОДНКНР для родителей (законных представителей) затрудняющихся в выборе модуля.
5.4. На классном родительском собрании результаты выбора определенного модуля оформляются протоколом.
5.5. Классный руководитель перед началом обучения организует сбор письменных согласий (заявлений) родителей о выборе модуля.
5.6. Родители имеют право знакомиться с теоретическим материалом урока, методами и формами обучения, с творческими работами учащихся, выполненными после изучения темы.
6. Оценивание уровня подготовки обучающихся по курсам «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России».
6.1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
6.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
6.3.Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Оценке подлежит не только когнитивная составляющая ответа, а прежде всего качество ответов: в чём ребёнок видит ценность того или иного жизненного явления и насколько ярко и образно он может сформулировать, аргументировать свои мысли. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.
6.4. Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать аутентичные способы (технология портфолио). Технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ и ОДНКНР.
6.5. По ОРКСЭ и ОДНКНР контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов, творческие работы.
6.6. По ОРКСЭ и ОДНКНР безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
7. Критерии оценивания работ.
7.1. Критерии оценки на основе портфолио
7.1.1. Структура портфолио представлена обязательной и дополнительной частями. Обязательную часть включает:
1) подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);
2) выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).
Дополнительная часть портфолио включает:
1) терминологический диктант (контролирующий не только знание терминологии, но и понимание базовых национальных ценностей) и результаты его выполнения (не менее одного за полугодие);
2) другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета.
7.2. Творческая работа.
7.2.1. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.
7.2.2. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
7.2.3. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала.
7.2.4. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
№ п/п Критерии Оценка в баллах
1. Соответствие названия проекта содержанию 0-1
2. Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод 0-6
3. Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии 0-2
4. Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы 0-3
5. Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм (когнитивный компонент), наличие позитивного отношения к нормам (ценностный компонент), принятие норм (эмоциональный компонент), поведение в соответствии с нормами 0-4

Максимальный балл - 16
7.3. Критерии оценки тестовой работы
7.3.1. Тестовая работа используется для оценки освоения обучающимися когнитивного компонента содержания ОРКСЭ и ОДНКНР.
7.3.2. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля.
7.3.3. При выполнении 50% и более объема тестовой работы уровень знаний обучающихся оценивается как зачет; при выполнении менее 50 % объема тестовой работы - как незачет.

8. Ведение документации.
8.1. Учитель:
8.1.1. По каждому предмету составляет рабочую программу на год, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Электронный дневник

Наша школа подключена к электронному

дневнику www.dnevnik26.ru

Поиск

234x60


[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • blue color
  • green color